Стародубов Владимир Иванович

Стародубов Владимир Иванович
Научный руководитель
Ученое звание
академик РАН
Ученая степень
д.м.н.
Направления

Владимир Иванович Стародубов родился 17 мая 1950 года в рабочем поселке  Красный Октябрь Каргопольского района Курганской области. В 1973 году В.И. Стародубов окончил Свердловский государственный медицинский институт по специальности «лечебно-профилактическое дело».

Работал хирургом и заведующим операционным блоком городской больницы № 2 в Нижнем Тагиле. В 1977–1980 гг. трудился в качестве ассистента на кафедре хирургии Свердловского государственного медицинского института. В 1980–1981 гг. Владимир Иванович исполнял функции главного врача городской клинической больницы № 27 Свердловска. В 1981–1989 гг. В.И. Стародубов занимал ряд ответственных постов в руководстве системы здравоохранения Свердловской области. В 1989 году был назначен начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава РСФСР. В период с 1990 по 1994 гг. В.И. Стародубов работал заместителем министра здравоохранения РФ. В 1993 году был избран председателем впервые созданного правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В 1994–1996 гг. заведовал кафедрой экономики и управления здравоохранением Российского государственного медицинского университета. В 1996 году приступил к обязанностям заместителя министра здравоохранения РФ. В 1998–1999 гг. В.И. Стародубов возглавлял министерство здравоохранения РФ. С 1998 года стал председательствовать в правлении Федерального фонда ОМС. В 2004–2008 гг. В.И. Стародубов работал заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ. С 2015 по 2017 год исполнял функции вице-президента РАН, в 2017 году был избран академиком-секретарем Отделения медицинских наук РАН.

Годы активной практической и научной деятельности Владимира Ивановича Стародубова пришлись на очень сложный для России период смены и становления новой социально-экономической формации, что напрямую коснулось всей системы отечественного здравоохранения. Именно в это непростое время со всей яркостью раскрылся его талант масштабного организатора здравоохранения, обладающего редкой способностью принимать взвешенные ответственные решения на основе собственного анализа и прогноза, правильной расстановки приоритетов и первоочередных задач. В результате практически все крупные и очень значимые явления, события и процессы, которые произошли, да и во многом происходят сейчас в российском здравоохранении, напрямую связаны с именем Стародубова Владимира Ивановича. Достаточно вспомнить ключевые реформы и события последних 20 лет, сформировавшие отечественную систему охраны здоровья населения Российской Федерации в том виде, в каком она существует в начале 2015 года...

Первое — это создание и последующее развитие системы обязательного медицинского страхования, которая сегодня представляет собой главный базовый элемент здравоохранения России и обеспечивает финансирование более 90% всех оказываемых в стране объемов медицинской помощи. Владимир Иванович является не только одним из основоположников этой системы и ученым, во многом обеспечившим ее теоретическое обоснование, но и организатором, обеспечившим практическое развитие этого вектора реформ.При активном участии В.И. Стародубова была создана теория, методология и система внедрения медицинского страхования в Российской Федерации, которые были направлены на определение роли и взаимоотношений субъектов медицинского страхования, определения их финансового взаимодействия и места в системе организации медицинской помощи. Под его руководством разрабатывались Федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991 год) и «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1993 год), которые послужили первоосновой для внедрения новых механизмов экономического управления и финансирования здравоохранения. Созданная при непосредственном участии В.И. Стародубова нормативно-методическая база в виде постановлений Правительства России, приказов и распоряжений Минздрава, Минфина России, Федерального фонда ОМС обеспечила функционирование системы обязательного медицинского страхования.

Владимир Иванович является одним из основных разработчиков важнейшего стратегического документа, который, по сути, на долгие годы определил и продолжает определять эволюцию системы здравоохранения России. Речь идет о Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. №1387. Тогда, в 1997 году, трудно было себе представить, что пройдет всего несколько лет и то, что написано в Концепции, действительно начнет реализовываться. Многим экспертам ее положения показались абсолютно декларативными. Но жизнь доказала обратное. Чего стоит только это, закрепленное в Концепции, положение: «необходимо обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7% внутреннего валового продукта»! Эта важнейшая и актуальная на сегодняшний день задача была сформулирована В.И. Стародубовым еще в 1997 году, задав вектор на достижение этого индикатора на многие годы вперед. То же самое можно сказать и о всех федеральных целевых программах и проектах, которые сегодня имеют прочно закрепленное в бюджете финансирование, причем именно в том виде и по тому механизму, который был прописан в Концепции.

Следующим этапом профессионального пути В.И. Стародубова стала разработка и принятие в 1998 году «Программы государственных гарантий по обеспечению населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» Сегодня всем организаторам здравоохранения понятно, зачем ежегодно принимается такая Программа. А тогда, в 1998 году, это был первый в истории новой России документ, на основании которого вся деятельность по обоснованию и принятию федерального бюджета в сфере здравоохранения, бюджета ОМС была упорядочена!

До этого исторического момента процесс принятия бюджетов здравоохранения регионов на местах осуществлялся весьма хаотично, далеко не все до конца понимали, что и в каком объеме должно финансироваться из бюджета, а что — из ОМС. Принятие этого документа во многом позволило в тот непростой период стабилизировать финансовую ситуацию в здравоохранении, удержать отрасль от деструкции и развала в труднейшие 90-е годы и начало нулевых. Более того, этот документ заложил основу на ближайшие годы для дальнейшего развития национальной системы здравоохранения. Вся эта работа было проведена под руководством и при непосредственном участии Владимира Ивановича. Необходимо отметить, что разработанная и принятая в 1998 году «Программа государственных гарантий по обеспечению населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.» с тех пор практически не изменила свою структуру и по сей день лежит в основе ежегодно принимаемых в стране программ.

Новой и важнейшей вехой в развитии системы ОМС и всего здравоохранения России стало принятие решения о передаче полномочий по финансированию взносов на страхование неработающего населения с уровня муниципалитетов на уровень субъекта Федерации. И вновь ведущая роль в разработке правовых и финансовых механизмов этого весьма непростого вопроса принадлежит Владимиру Ивановичу Стародубову. Эту твердую последовательную позицию он проводил в течение ряда лет, и в конечном итоге она была реализована в формате федерального законодательства. Это привело к заметному увеличению финансирования отрасли, причем на регулярной основе.

Незаурядные организаторские способности Владимира Ивановича с особенной убедительностью проявились при реализации крупнейшего в истории новой России проекта в сфере здравоохранения — приоритетного национального проекта «Здоровье», начавшейся в 2005 году. Именно тогда впервые за многие годы по инициативе и при непосредственном участии В.В. Стародубова были приняты решения по укреплению этапа первичной медико-санитарной помощи: введены доплаты участковым врачам и медсестрам, врачам общей практики, фельдшерам ФАПов, врачам скорой медицинской помощи, обновлена материально-техническая база станций скорой медицинской помощи. Впервые в стране были введены родовые сертификаты, что позволило не только привлечь в отрасль дополнительные ресурсы (опять же на постоянной основе), но и реально добиться зависимости оплаты оказанной медицинской помощи в системе родовспоможения и детям первого года жизни от ее качества.

В рамках того же приоритетного национального проекта «Здоровье» под руководством и при личном участии Владимира Ивановича новый импульс развития получила российская высокотехнологичная помощь. Буквально за 4-5 лет были построены новые федеральные центры по наиболее востребованным видам высокотехнологичной помощи: трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, перинатологии, кардиохирургии. Особенно следует отметить, что именно в эти годы по инициативе В.И. Стародубова было заложено сбалансированное формирование и развитие территориальной структуры российской высокотехнологичной медицинской помощи. В регионах не только создавалась сеть новых федеральных центров, но и за счет специально выделенных (и выделяемых поныне) федеральных средств появилась возможность укрепления и развития крупных региональных клиник субъектов Федерации, оказывающих высокотехнологичную помощь. На деле для очень многих пациентов это означало реальную возможность сохранения жизни, уменьшение тяжелой инвалидизирующей патологии, а ведь еще в конце 90-х и начале 2000-х для большинства нуждающихся пациентов медицинская помощь такого уровня была недоступной.

Все эти сложные и последовательные этапы, реализацию которых инициировал или обеспечивал (а чаще и инициировал, и обеспечивал) Владимир Иванович Стародубов, позволили осуществить реальный переход отечественного здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. В результате радикально изменилась финансовая ситуация в отрасли, значительно укрепилась ее материально-техническая база, сформировалась, по сути, новая система управления. Закономерным, главным, интегральным результатом эволюции отечественной системы здравоохранения, который все мы после долгого перерыва наблюдаем в последние годы, стали снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости. В достижение этого результата огромную, до конца не оцененную современниками лепту внес Владимир Иванович Стародубов, его идеи и их практическое воплощение.

Развитие сотрудничества в области здравоохранения Российской Федерации с другими странами и с международными организациями, прежде всего со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), также происходило при самом активном и деятельном участии Владимира Ивановича. После распада Советского Союза, уменьшения обязательных взносов в ВОЗ России было необходимо восстановить и укрепить свою роль в глобальном здравоохранении. В.И. Стародубов способствовал назначению высококвалифицированных международных экспертов на должность Специального представителя Генерального директора ВОЗ в России и установлению с ними эффективных рабочих отношений. Как результат с начала 2000-х выступления российских делегаций по широкому кругу вопросов повестки дня сессий руководящих органов ВОЗ становятся все более заметными и резонансными. На 61-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения В.И. Стародубов был избран членом Исполнительного комитета от Российской Федерации на 2008-2010 годы. С этого момента он начал активно продвигать в глобальную повестку дня вопросы борьбы с неинфекционными заболеваниями, способствуя становлению России в качестве лидера глобального здравоохранения по этому направлению. При поддержке В.И. Стародубова в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, который много лет он возглавлял, в 1997 году был создан и результативно работает по сей день Документационный центр ВОЗ, а с 2014 года развернули деятельность два сотрудничающих с ВОЗ центра — по системам здравоохранения и общественного здоровья и по информации здравоохранения. В 2014 году Институт стал одним из инициаторов Европейской инициативы ВОЗ по информации здравоохранения.

В.И. Стародубов без малого два десятилетия активно способствует интеграции российского и международного опыта организации систем здравоохранения. В 1998 году он стал сопредседателем Комитета по здравоохранению Российско-Американской объединенной комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, а в 2011 году — сопредседателем подгруппы по научному сотрудничеству в сфере здравоохранения в Двухсторонней президентской комиссии. В рамках двухстороннего сотрудничества с Францией он возглавляет направление профилактики фетального алкогольного синдрома новорожденных; с Финляндией — направление укрепления здоровья во всех секторах и оценки потенциально потерянных лет жизни из-за преждевременной смертности, с Германией — направление по оценке качества медицинской помощи. С момента создания Партнерства «Северного измерения» в области здравоохранения и социального благополучия ЦНИИОИЗ играет ведущую роль в сотрудничестве со странами Северной Европы.

Академик РАН В.И. Стародубов продолжает активную деятельность и в качестве администратора медицинской науки. Сегодня он исполняет обязанности академика-секретаря отделения медицинских наук РАН, является заместителем председателя ВАК, председателем диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».

НАУЧНАЯ КАРЬЕРА

1986 г. - кандидатская диссертация «Хирургия поджелудочной железы»,

1994 г.- доцент по кафедре экономики и управления здравоохранением и медицинского страхования  

1994–1996 гг. - зав. кафедрой экономики и управления здравоохранением и медицинского страхования  Российского государственного медицинского университета.

1997 г. – докторская диссертация «Научное обоснование развития здравоохранения в условиях социально-экономических реформ».

1998 г.- профессор по кафедре экономики и управления здравоохранением и медицинского страхования  

2000 г.- член-корреспондент РАМН

2004 г.- академик РАМН

2009 г. – президент Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) и руководитель рабочей группы Координационно-экспертного совета по проблемам информатизации здравоохранения.

2011 – 2013гг. - Вице президент РАМН

2013-2017 гг.-Заместитель президента РАН

2017 г. академик-секретарь Отделения медицинских наук РАН.

 

Подготовил 38 доктора и 45 кандидатов медицинских наук опубликовал 677  научных работ  , в том числе 20 монографий, 6 руководств и учебных пособий. 

Основные монографии:

  • «Использование системы счетов в здравоохранении»,
  • «Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации»,
  • «Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития»,
  • «Проблемы Российской смертности, ее последствия и приоритетные направления действий»,
  • «Обеспечение качества медицинской помощи — приоритет системы здравоохранения»

ЧЛЕНСТВО В НАУЧНЫХ КОМИССИЯХ И СОВЕТАХ

  • член Президиума РАН,
  • член Экспертного Совета РАН,
  • председатель Научного совета Отделения медицинских наук РАН,
  • член Комиссии РАН по разработке рекомендаций об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования,
  • член Комиссии по уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук».
  • Председатель ученого Совета ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России и Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 14.02.03 — общественное здоровье и здравоохранение.

2004–2008 гг.  Правительственные комиссии и советах по вопросам ВТО и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития; по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; по делам несовершеннолетних и защите их прав (заместитель председателя); по техническому регулированию; по нанотехнологиям.

Премии, награды, гранты

  • Медаль «За трудовую доблесть» - 1989г.,
  • Медаль «За доблестный труд в ознаменование
  • 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» - 1971г.,
  • Медаль «В память 850–летия Москвы»- 1997г.,
  • Почетное звание «Заслуженный врач РФ»- 1999г.
  • Орден Почета – 2005г.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени- 2011г.
  • Благодарность Минздрава России – 2013г
  • Орден за заслуги перед Отчеством За заслуги перед Отечеством» II степени.- 2025 г.

Новости с участием сотрудника

Все новости с участием сотрудника

Мероприятия с участием сотрудника

0,4012 s
29
cache