• Главная
  • Точка зрения: «Модернизация первичного звена – это колоссальная и крайне важная работа»

Точка зрения: «Модернизация первичного звена – это колоссальная и крайне важная работа»

02 сентября 2022 г.
Точка зрения: «Модернизация первичного звена – это колоссальная и крайне важная работа»

Рубрика  «Точка зрения» 

На прошедшем в июне ПМЭФ Ирина Альфредовна Гехт, первый заместитель губернатора Челябинской области, рассказывала о методиках изучения качества медицинской помощи в регионе. Мы встретились с Ириной Альфредовной на конгрессе «НАЦЗДРАВ-2022» и узнали еще больше деталей о независимой оценке качества и социальных инициативах, поговорили о том, как проходит цифровая трансформация в регионе и какие результаты достигнуты в рамках модернизации первичного звена.

— Ирина Альфредовна, какие у вас были ожидания от Конгресса «НАЦЗДРАВ 2022»? Какие обсуждаемые темы на Ваш взгляд наиболее актуальные и важные сегодня?

От мероприятия такого уровня мы всегда ждем стратегических посылов и тактических алгоритмов действий. На мероприятии все это было реализовано. С одной стороны, мы говорили о текущей ситуации и тех задачах, которые стоят и в то же время мы говорили о завтрашнем дне – каким должно быть здравоохранение и какие действия нужно предпринять, чтобы прийти к тем идеалам, о которых мы все думаем и к чему мы все стремимся.

Основные темы сегодня – это кадровое обеспечение и клиентоцентричность, все эти задачи нужно «приземлять» на региональную специфику и возможности, но, что очевидно и на что в том числе был нацелен конгресс – это на включенность первых руководителей во все эти процессы. Если не будет включенности первого лица, отвечающего за отрасль, то никаких процессов происходить не будет. То, что всех нас собрали в этом составе – это большой плюс: здесь и руководители территориальных органов ФОМС, Росздравнадзор, и министры, заместители губернаторов. И это на самом деле командная работа, которая позволит потом реализовать все те задачи, которые ставит перед нами Министерство здравоохранения.

— Вы выступали на сессии про удовлетворенность медицинской помощью на ПМЭФ. Расскажите, пожалуйста, как проводится независимая оценка качества услуг оказания медпомощи медицинскими организациями в Челябинской области?

У нас с этим связано две истории. Первая – независимая оценка качества, которая происходит в соответствии с федеральным законом, по которому мы обязаны делать для медицинских организаций раз в три года анкетирование посетителей и соответственно по его результатам проводится уже анализ результатов и вырабатывается тот порядок действий, который позволит скорректировать те негативные моменты, на которые указывали пациенты. У нас есть хороший опыт в областной клинической больнице, о чем я как раз рассказывала на ПМЭФ. Там ежеквартально проходит опрос пациентов в поликлинике, в диагностическом центре и в стационаре. Соответственно порядок вопросов немного отличается: для стационара учитывается и качество питания, и условия пребывания, для диагностического центра – это время ожидания, вопросы деонтологии, ну и для поликлиники также свой пул вопросов. Вот этот срез – областная клиническая больница – проводится с 2014 года и на сегодняшний день практически нет замечаний со стороны пациентов или они единичны. За эти годы удалось скорректировать систему питания, совершенно по-другому ведет себя персонал.

Помимо этого, у нас есть пилотный проект в части национальной социальной инициативы, это тоже жизненные ситуации, для которых вырабатывается соответствующая дорожная карта, позволяющая оптимизировать как процессы получения этой услуги, так и создать дополнительные сервисы. У нас в такую жизненную ситуацию попало получение направления на ВНП пациентам с болезнями системы кровообращения, и мы уже отмечаем, что у нас были скорректированы приказы и маршрутизация, были внесены изменения в работу поликлиник с точки зрения скорости передачи информации об этом пациенте и за полгода мы увидели рост удовлетворенности этой категории граждан практически на 15%. Мы планируем, что у нас появится проектный офис и региональный сервис менеджер, который будет этим заниматься, поэтому, думаю, таких жизненных ситуаций, которые будут вовлекаться в орбиту национальной социальной инициативы, станет больше. И соответственно клиентские пути, которые здесь выстраиваются, будут максимально комфортные и оптимальные.

— Как вы считаете, как можно вовлекать и мотивировать главных врачей медицинских организаций на реализацию того или иного нового проекта в системе организации здравоохранения?

Мы планируем провести аналог этого мероприятия, мини-конгресс у себя в регионе для того, чтобы точечно поработать с главными врачами актуальные вопросы и вовлечь их в процессы. Живого общения все эти годы не было и возращение к этому формату мне кажется позволит сейчас вызвать интерес главных врачей к этой истории. С другой стороны, они тоже требуют некоего профессионального сопровождения, потому что присутствует выгорание, особенно в постковидный период. Многие врачи очень устали и долгое время не были в отпусках, а это колоссальная физическая и моральная нагрузка, поэтому с этой точки зрения мы думаем, как организовать эту супервизию и в то же время дать дополнительную энергию для реализации этих проектов.

С другой стороны, я понимаю, что пул главных врачей – это та «колода», которую мы постоянно тасуем. Это одни и те же люди, то есть надо создавать кадровый резерв и это тоже та конкурентная среда, которая позволит не почивать на лаврах, а на самом деле развиваться и действующим главным врачам. Мы поставили перед собой задачу – создание проектного офиса кадров в здравоохранении, который как раз будет формировать этот кадровый резерв из молодых специалистов, сопровождать молодых докторов, которые уехали по целевым направлениям в территории, помогая им не терять там профессиональных компетенций, а наоборот их наращивать. Мы сделали для них эксклюзивные программы стажировок, именно для тех, кто уехал в малые города и сельские местности. Таким способом мы пытаемся удержать там молодые кадры и соответственно растить из них молодое поколение главных врачей, которое уже придет на смену, но уже с совершенно другой идеологией мышления, нацеленной на пациента, на правильную организацию процессов, которые есть в медицинской организации.

— На Ваш взгляд, кто он – современный организатор здравоохранения и должен ли он иметь базовое медицинское образование?

Как раз на конгрессе мы поднимали этот важный вопрос, и я была в числе тех, кто считает, что главным врачом может быть не врач, но у него должен быть сильный заместитель главного врача по медицинской части, который как раз будет ответственен за это. Сегодня и в рамках модернизации первичного звена, и в реализации национальных проектов на главных врачах колоссальная нагрузка в части и обеспечения закупок, и хозяйственной деятельности, и формирования показателей и стратегии. Поэтому я совершенно уверена, что это может быть не врач, это может быть профессиональный управленец, который будет управлять больницей. Мы же с вами говорим о том, что медицинские учреждения все больше заимствуют из бизнес-процессов, поэтому я думаю, что совершенно точно этими процессами может управлять не врач.

— Как проходит внедрение современных технологий и цифровой трансформации в вашем регионе? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом.

Надо признать, что существует определенное сопротивление врачей, нежелание работать в электронных информационных системах, нежелание вести электронные карты. Особенно тяжело приобщать к культуре информационного общения в малых городах и территориях, а также ФАПЫ фельдшеров.

Безусловно, цифровизация, важна и в этом вопросе Covid-19 был в плюс, так как медицина начала активно развиваться, были запущены другие информационные технологии, поликлиники заводили чаты, консультировали и это приучило население к использованию этих ресурсов. У нас возросло количество пользователей госуслуг, потому что надо было получать сертификаты о вакцинации, QR-коды и т.д. Сейчас важно эту динамику сохранить и создать удобную для людей систему, где они могут, например, записаться на прием к врачу. Поликлиники сегодня не дают слоты для записи к врачам, и мы будем с этим тоже разбираться, потому что недовольство населения этим вопросом требует оптимизации процессов. До конца этого года мы постараемся этот показатель удовлетворённости в поликлиниках повысить в том числе за счет информационных технологий.

— Какие шаги были предприняты в регионе за последние несколько для модернизации системы первичного звена?

У нас этот процесс затронул три больших направления: автотранспорт, оборудование, капитальный ремонт и строительство. В нынешних условиях самое сложное – это кап. ремонты и строительство, но тем не менее это колоссальный положительный эффект для населения региона. Десятилетиями не проводился ремонт, изменения производились только внешние, а сейчас это и открытые регистратуры, и единый дизайн, и брендирование. Я думаю, что к концу этого года мы увидим эффект и в первую очередь – это детские отделения, ведь дети – это именно тот барометр, по которому судят о комфорте и уровне удовлетворённости. 

Модернизация первичного звена – это колоссальная и крайне важная работа.

1,7038 s
261
database