• Главная
  • Точка зрения: «Фельдшер идёт к пациенту, если пациент не идёт к фельдшеру»

Точка зрения: «Фельдшер идёт к пациенту, если пациент не идёт к фельдшеру»

11 июля 2025 г.
Точка зрения: «Фельдшер идёт к пациенту, если пациент не идёт к фельдшеру»

Медицина становится все более доступной для сельского жителя. В стране продолжается модернизация и обновление небольших районных больниц и сельских амбулаторий, которые удалены от административных центров, но их социальная роль в масштабах региона огромна.

В Калмыкии работает 12 районных больниц. Занда Бадма-Халгаева в должность главного врача Ики-Бурульской РБ вступила чуть более месяца назад. Возглавляемое ею медучреждение - районная больница обслуживает около 8 тыс. пациентов. В структуре - амбулаторно-поликлиническая сеть для взрослых и детей с женской консультацией, стоматологическим отделением, круглосуточный и дневной стационары с койками всех профилей, 4 офиса врачей общей практики, 11 фельдшерских пунктов и 1 фельдшерско-акушерский пункт. По меркам района – самый настоящий флагман поселковой медицины.

Мы поговорили с Зандой Владимировной о том, что движет желанием улучшать медицину на местах. Обсудили, какую роль в профессиональной карьере молодого медика играет проект «Кадровая платформа организаторов здравоохранения». И самое главное, - что изменится для пациентов после больших преобразований.

– Занда Владимировна, Вы совсем недавно вступили в должность главного врача. Какие первые шаги уже сделали и что только предстоит?

– Планы у меня и моей команды, можно сказать, наполеоновские. И кое-что уже удалось реализовать. Подготовлен пакет документов для капитального ремонта нашей больницы, который ожидается в 2026 года в рамках федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения». Вся команда районной больницы в предвкушении тех кардинальных положительных изменений, которые вскоре произойдут.

За короткий срок получилось согласовать и начать работу по подведению водоснабжения в больницу. Всё это позволит жителям района получать качественную медицинскую помощь здесь, в посёлке, не выезжая в Элисту или за пределы республики.

Сейчас мы переходим на электронный документооборот. Я, как руководитель, морально готовлюсь к тому, что первое время будет неприятие таких новшеств, как это часто бывает! Но в конце концов, это серьёзно упростит нам всем работу и со временем войдёт в рутинную практику. Коллектив в нашей больнице молодой, поэтому пока всё идёт относительно безболезненно. Примерно на 60% это уже внедрено.

– Значит не только системные преобразования могут влиять на качество работы медицинской организации. От воли руководителей на местах зависит если не всё, то очень многое ….

– Абсолютно верно. Главный врач медицинской организации, даже если это районная больница в небольшом посёлке, может очень многое изменить, если будет жить интересами своего учреждения, всегда держать руку на пульсе, будет проактивным и инициативным.

У нас, например, внедрена практика регулярной сверки прикреплённого и застрахованного населения, чтобы понимать, кто наши пациенты - я лично отслеживаю паспорта всех врачебных участков. Врачи и фельдшеры первичного звена нашей РБ возобновили подворовые обходы для того, чтобы мониторить состояние здоровья пациентов, усилить диспансерное наблюдение пожилых людей из групп риска, предотвратить обострения и осложнения. Потому что большинство наших жителей либо испытывают сложности с посещением поликлиники, либо просто не любят ходить по врачам, и делают это только тогда, когда возникает реальная угроза здоровью. У нас фельдшер идёт к пациенту, если пациент не приходит к фельдшеру или врачу – в каком-то смысле это и есть проявление человекоцентричного здравоохранения.

– Увеличивается ли доступность медицинской помощи для сельского жителя сегодня? Что меняется в вашей больнице в этом плане?

– Положительные моменты, безусловно, есть. Медицина для сельского населения становится доступнее – это факт! В помощь современному врачу различные цифровые инструменты, но не только.

Поскольку плотность населения в сельской местности довольно низкая, и эта тенденция дальше будет только нарастать за счёт внутренней миграции – сегодня основная масса жителей района сконцентрирована в административном центре Ики-Бурул, а в небольших населённых пунктах проживает совсем немного людей. Медицинская помощь для жителей таких удалённых посёлков организована при помощи мобильных бригад, в составе которых специалисты и медицинское оборудование - передвижной маммограф, флюорограф и др. Дважды в месяц, согласно графика передвижные бригады проводят обследование и оказывают медпомощь пациентам на местах. Это помогает нам добиваться хороших показателей по охвату диспансеризацией и профилактическими осмотрами.

Не могу не отметить телемедицинские консультации – инструмент, который сегодня внедряется повсеместно. Чаще – это консилиумы и консультации по модели «врач - врач». У нас введены и работают свои стандарты проведения ТМК, которым мы безукоризненно следуем. Например, в штате нашей районной больнице сегодня нет кардиолога и эндокринолога, поэтому специалистов этих профилей мы можем заместить телемедицинскими консультациями в плановой форме с врачами головной медицинской организации, которые помогут, проконсультируют, скорректируют назначенное пациенту лечение или подтвердят его правильность.

С 2019 года работают сервисы электронной записи на приём, которые также обеспечивают доступность медпомощи. Записаться пациент может через Госуслуги или официальный сайт медицинской организации.

– Меняется ли ситуация с кадровой обеспеченностью медицинских организаций, расположенных в сельской местности?

– Я скажу больше - она уже изменилась! Проблем с обеспеченностью медицинскими кадрами в нашей РБ нет. У нас успешно реализуются программы «Земский доктор», «Земский фельдшер». Система стимулирующих выплат отдельным категориям медработников первичного звена здравоохранения, центральных районных, районных и участковых больниц, утвержденных Правительством РФ с 1 января 2023 года, привлекли на село молодых и перспективных сотрудников.

Например, по программе «Земский доктор» к нам в районную больницу придёт работать врач функциональной диагностики и врач-окулист и, таким образом, мы закроем абсолютно все ставки. По среднему медицинскому персоналу у нас полный комплект. Есть небольшой дефицит с так называемым АУП – административно-управленческим персоналом.

– Кто работает вместе с Вами сегодня? Опишите, пожалуйста, свою команду

- Как я уже отмечала, команда у меня молодая. 22 врача и 74 средних медицинских специалиста трудится сегодня под моим началом. Коллектив слаженный, работает давно, около 70% из них – жители нашего посёлка, патриоты своей малой родины, которые невзирая ни на что, остались здесь работать. Остальные коллеги приезжают на работу из Элисты, которая расположена примерно в 60 км. Нам с командой предстоит большая работа! И я верю не только в свои силы, но и в коллектив, в котором есть люди действительно близкие мне по духу.

– Занда Владимировна, Вы являетесь одним из ярких участников проекта «Кадровая платформа», который реализуется ЦНИИОИЗ Минздрава России под патронажем Минздрава России и является инструментом по подготовке управленцев в здравоохранении и наращиванию их компетенций. Чем для Вас полезен проект?

– Я очень рада, что являюсь участником «Кадровой платформы», которая многим задаёт профессиональный вектор. А для меня – это личная мотивационная история. Проект помог решиться на ответственный шаг и принять предложение стать главным врачом районной больницы.

Сегодня мой день начинается с того, что я смотрю наш закрытый чат, чтобы быть в курсе новых нормативных документов и последних изменений, которые происходят в отрасли.

И, конечно, я ощущаю опору в более опытных коллегах, с которыми общаюсь на встречах «Кадровой платформы». Одна из них прошла в апреле в Санкт-Петербурге и стала для меня хорошей перезагрузкой. Я думаю, можно понять, что чувствует главный врач небольшой районной больницы, который приезжает в крупный столичный город и на контрасте как будто открывает для себя новый мир.

Очень полезное мероприятие. Супернасыщенная, практикоориентированная программа, высокий уровень приёма. Возможность вживую пообщаться с единомышленниками, которые выстраивают сложные процессы на местах, внедряют новые инструменты, улучшают здравоохранение здесь и сейчас, увидеть лучшие медицинские организации, пообщаться с людьми, у которых горят глаза, - всё это дорогого стоит. После такого общения всегда хочется что-то менять и в своём учреждении.

– Есть что-то, что Вы уже переняли у коллег и используете в своей работе?

–  Есть очень интересный опыт небольшой медицинской организации на Сахалине – проект называется «Проводники здоровья». Смысл его в том, что пациенты, уже однажды столкнувшиеся с серьёзным заболеванием, помогают справиться тем, кому диагноз только-только поставили. Они активны, оказывают моральную поддержку, помогают с записью на приём, маршрутизацией, напоминают о необходимости диспансерного наблюдения и пр. Один проводник из числа пациентов может курировать до нескольких десятков больных, которые нуждаются в его рекомендациях. Я знаю, что многие регионы на своём уровне уже внедряют подобные практики. Мне это тоже показалось очень любопытным, заслуживающим внимания, и я думаю, что мы попробуем сделать нечто подобное в нашей больнице.

Плюс я активно изучаю опыт коллег из «Кадровой платформы» по переходу на электронный документооборот, поскольку для нас это актуально. Поэтому масштабы проекта «Кадровая платформа», инициатором и методологом которого выступает ЦНИИОИЗ Минздрава России, уже давно вышли за рамки обучающих семинаров – это абсолютно рабочий инструмент и отличное подспорье в работе для нас, главных врачей небольших районных больниц.

– Занда Владимировна, каким образом районная больница, которую Вы возглавляете, выстраивает обратную связь с пациентами?

У нас налажен контакт с населением через официальные паблики, работает система обратной связи – «вопрос-ответ». В пилотном формате действует телеграм-канал участковых врачей, который позволяет отслеживать настроения пациентов и, если есть какие-то проблемы с записью, в том числе, на диагностические процедуры - КТ, МРТ, оперативно всё решать.

У меня лично налажен очень тесный контакт с пациентами. Обходы, личные приёмы – всё это позволяет выстраивать живую коммуникацию с людьми, а им - обращаться ко мне напрямую, когда возникают проблемы. Поэтому сейчас в нашем районе объективно очень мало жалоб на качество оказания медицинской помощи. А мне, поверьте, есть с чем сравнить – я очень долго занималась ведомственным контролем за качеством и безопасностью медицинской деятельности.

– Вы - выпускница Волгоградского государственного медуниверситета, окончили клиническую ординатуру в Москве. Что заставило в своё время вернуться на малую родину после учёбы в крупных городах? И был ли соблазн остаться работать в столице?

–  Конечно, был. После клинической ординатуры мне предлагали пойти в аспирантуру. Но было желание вернуться и помочь своей республике. И оно пересилило. Тогда я получила специализацию «Рентгенология», а в наш регион как раз поступил первый МРТ аппарат. Я поняла, что это мой золотой шанс – впервые серьёзно себя проявить. По возвращению мне сразу же предложили должность начмеда в районной больнице. С тех пор я работают в оргздраве. Вообще, это неплохой карьерный путь для молодого врача – я поработала с пациентами в районе, потом перешла в крупный лечебный центр - Республиканскую больницу имени П. Жемчуева, где занимала должность начальника отдела внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и клинико-экспертной работы. В мои обязанности входило общение с контролирующими органами по жалобам, аналитике, статистическим данным, больничным листам. Затем был опыт работы в Министерстве здравоохранения республики Калмыкия на позиции главного специалиста по лицензированию медицинской деятельности. Тогда активно велась работа по лицензированию фельдшерско-акушерских пунктов, которые открывали в посёлках с маленькой численностью населения. Сегодня для меня очевидно, что каждый пройденный этап для меня – это хорошая школа и бесценный профессиональный опыт. Сейчас я анализирую его, чтобы конвертировать в изменения и улучшения Ики-Бурульской РБ, которой руковожу.

– В вашей биографии есть строчка об участии в спортивных марафонах. Расскажите о роли спорта в вашей жизни. Помогает ли он в достижении карьерных целей и каким образом?

– Сразу скажу, что я - не профессионал, а спортсмен-любитель. Очень люблю пробежки на небольшие дистанции по утрам. А когда предоставляется возможность, то обязательно участвую в забегах и марафонах, которые проводятся в Элисте. У меня очень активная спортивная семья – муж и двое детей. Мы участвуем в соревнованиях, активно путешествуем.

Неважно, каким видом спорта занимается человек. Важно, что спорт очень помогает жить, он дисциплинирует, прививает полезные привычки. Спорт определяет успех человека и помогает в достижении всех целей, в том числе и карьерных! Поэтому призываю всех к активному, здоровому образу жизни.

 

0,2286 s
20
cache