Вы успешно подписаны на новости ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.
В 2021 году ЦНИИОИЗ получил статус Национального медицинского исследовательского центра по оргздраву, а его эксперты стали выезжать в регионы России для оценки системы оказания медицинской помощи. Об работе в субъектах Российской Федерации в 2024 году поговорили с начальником управления по взаимодействию с регионами Павлом Митрошиным.
– Какие регионы в 2024 году посетили эксперты Центрального института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России и на чём основывается их выбор?
– Основная задача управления по взаимодействию с регионами – комплексная оценка организации оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. В конце каждого года определяется список регионов для работы на следующий год. Мы следим, чтобы были охвачены все федеральные округа России, поскольку нам важно понимать, как функционирует система здравоохранения в каждом из них. За основу берётся анализ показателей смертности. Если видим, что какой-то регион демонстрирует хорошие результаты, или напротив, случился провал, для нас это сигнал – нужно съездить и посмотреть. Начиная с прошлого года, мы начали включать в планы регионы с лучшими показателями, чтобы изучить их успешные практики и тиражировать их опыт в других местах.
Каждый регион имеет свои достижения, которые могут быть полезны для остальных, но нам интересно узнать, как работают самые эффективные системы. Кроме этого, случаются внеплановые выезды, решение о которых принимает наш учредитель. Министерство здравоохранения постоянно анализирует положение дел в стране, когда есть проблема, которую регион не может решить самостоятельно, на помощь отправляют экспертов из разных Национальных медицинских исследовательских центров, в зависимости от задачи. Бывают поручения и для сотрудников ЦНИИОИЗ.
В 2024 году в плановом порядке мы посетили 12 регионов: Хабаровский край, Амурская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Ненецкий автономный округ, который является самым малонаселённым регионом, Республику Дагестан, Республику Марий Эл, Республику Крым, в обязательном порядке были в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях. В новых регионах есть свои сложности, кроме текущей обстановки, система здравоохранения там находится в стадии трансформации, перехода с одних способов финансирования и организационных моделей на принятые в Российской Федерации, поэтому их стараемся посещать регулярно. Если говорить о поручениях Минздрава, то в прошлом году вдобавок к плановым мероприятиям было ещё 16 выездов.
Хочу отметить, что все сотрудники управления по взаимодействию с регионами имеют за плечами большой опыт, все они – опытные организаторы здравоохранения – бывшие заместители и руководители медицинских организаций. Что касается меня, до прихода в ЦНИИОИЗ мне довелось побывать в роли заместителя главного врача, заместителя министра здравоохранения Удмуртской Республики, поработать в фармацевтической отрасли, в статусе начальника контрольно-ревизионного управления Федерального фонда ОМС, затем в статусе директора территориального фонда ОМС. Работа в ЦНИИОИЗ – это возможность применить весь накопленный опыт.
– Что включает в себя комплексная оценка, на что эксперты обращают внимание?
– В поездке самый ценный ресурс – это время, поэтому наша работа начинается заранее – где-то за месяц до выезда. Это первая часть работы, подразумевающая анализ информации из имеющихся источников и данных, предоставляемых нам субъектом Российской Федерации, а также формирование маршрута. По приезду определять медицинские организации для посещения будет уже поздно. Вторая часть, непосредственно выездная, представляет верификацию собранной информации с положением дел на месте, когда мы имеем возможность проверить все выдвинутые в камеральной части (подготовительной) части гипотезы.
В России действует трёхуровневая система оказания медицинской помощи. Наша задача оценить организацию процессов на каждом из них. К первому уровню отнесены медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную, медицинскую помощь гражданам одного муниципального образования, соответственно – смотрим фельдшерско-акушерские пункты или врачебные амбулатории рядовых районных больниц. Ко второму уровню отнесены медорганизации, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной), – смотрим городские больницы или межрайонные центральные районные больницы. Оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, относится к третьему уровню, соответственно, смотрим областные, краевые или республиканские больницы, а также онкологические диспансеры. Из профилей нас интересует, наверное, всё, что связано с болезнями системы кровообращения и злокачественными новообразованиями, потому что это основные причины смерти.
В поликлиниках стараемся смотреть всё. Общаемся с руководством – организаторами здравоохранения, врачами и средним медицинским персоналом. Работа поликлиники – это работа регистратуры и администраторов, корректность, правильность работы с расписанием, работа врача на приёме, организация оказания неотложной помощи населению, то, как принимаются вызовы самостоятельно, как принимает вызовы скорая помощь. Оценивается буквально каждый этап, каждый шаг, каждый процесс, прописанный в нормативных актах. Оценивается и путь пациента, который мы тоже проходим, чтобы понять, а можно ли вообще получить медицинскую помощь, можно ли пройти диспансеризацию за один день, можно ли записаться на приём к врачу после приёма у участкового терапевта или это будет сложно или невозможно.
Когда идём в стационар, мы опять же идём путём пациента. Мы являемся НМИЦом по оргздраву, а не по какому-то конкретному профилю медицинской помощи, поэтому нас интересует именно доступность и преемственность оказания помощи. Будь то онкология, кардиология или неврология, смотрим, пациента – привезли на скорой или он самостоятельно обратился в приёмное отделение, как затем оказался в реанимации или потом уже на койке в отделении, как его выписали, как сформировали карту, что ему дали с собой, как передали на амбулаторный этап, на долечивание или выписали и разрешили вернуться к труду. Итог всей работы или третья часть – это аналитический отчёт, представляющий собой систематизированный документ, в котором мы собрали и камеральную часть, и выводы с рекомендациями из выездной части.
– Взаимодействуете ли вы с пациентами во время визитов в медицинские организации?
– В основном мы оцениваем путь пациента, примеряя его роль на себе. В отдельных ситуациях, если в момент нашей работы пациент поступил по скорой, мы можем его сопровождать, смотрим, как подошли врачи, кто подошёл, что с ним дальше происходит, куда повезли на осмотр, как повезли. Это нам в какой-то степени помогает, если такого нет, мы пытаемся смоделировать ситуацию на себе, опрашивая медицинских сотрудников.
В поликлиниках мы пересекаемся с пациентами, такого нет, чтобы прийти в поликлинику и там не было народа. Поэтому в отдельных ситуациях мы действительно задаём вопросы пациенту. Интересуемся, легко ли попасть к врачу, с какими специалистами наибольшие проблемы, что нравится в поликлинике, а что бы улучшили. Пациенты охотно делятся всем, что наболело. Бывали ситуации, когда люди сами к нам подходили, хвалили кого-то из врачей, говорили, что они рады, что в поликлинике есть такие хорошие специалисты.
– Сколько регионов всего посетили сотрудники вашего управления? С какими сложностями сталкивались во время работы?
– ЦНИИОИЗ получил статус Национального медицинского исследовательского центра по организации здравоохранения в сентябре 2021 года. С того момента прошло три с половиной года, за которые мы посетили 33 региона с целью проведения комплексной оценки систем здравоохранения. Могу сказать, что одинаковых регионов не было.
Чтобы лучше понять организацию здравоохранения в отдельно взятом регионе нужно учитывать географические и климатические особенности, национальные и религиозные, местный менталитет. При этом самая главная трудность для нас – ограниченное количество времени. Перемещения внутри региона забирают много времени и сил, но позволяют больше увидеть, больше погрузиться в особенности региона, сделать оценку более объективной.
Северная или Арктическая зона, например, характеризуется крайне разрозненной системой здравоохранения и ограниченными транспортными возможностями. Медицинская помощь там должна оказываться на месте проживания человека. Это требует большего опыта от фельдшеров и врачей на амбулаторных участках. Более строгие и требования к качеству приёма, чтобы пациент, приезжая в консультативную поликлинику или на госпитализацию, не возвращался из-за того, что у него не хватило каких-либо анализов или он оказался не готовым к госпитализации.
– Приведите примеры успешных решений, которые вы наблюдали в посещённых регионах.
– Обычно мы выезжаем в регионы, которым нужна наша помощь, однако в каждом регионе есть то, чем можно гордиться, и мы всегда обращаем на это внимание. В пошлом году, например, мы посетили Тюменскую область и Республику Татарстан, которые хороши по многим показателям. Было интересно посмотреть, что у них можно взять для внедрения в другие регионы. Если говорить о Тюменской области, хочется выделить проектный подход к решению большого количества задач медицинских организаций. Регион сам ищет среди своих медицинских организаций лучшие решения, которые затем помогают их тиражировать их на другие учреждения. Особенность подхода заключается в том, что держатели лучших практик сами помогают своим коллегам при внедрении их в других организациях, как бы берут над ними шефство. Также в области очень хорошие подходы к внедрению цифровых технологий в здравоохранении, благодаря чему в регионе почти полностью отказались от бумаги, весь медицинский документооборот максимально ведётся в электронном виде. Похожее решение мы видим в Москве.
В Республике Крым мы увидели рациональный подход к восстановлению материально-технической базы, когда в районных больницах ремонтируется не половина корпуса или один корпус из трёх, а все объекты. С учётом не очень хорошего материально-технического состояния до 2014 года, это позволило республике поднять ряд учреждений на другой уровень и позволило врачам заниматься своей профессиональной деятельностью, а не бороться за то, чтобы работать в достойных условиях.
– Как главному врачу поликлиники понять, что его коллеги из других медорганизаций реализовали проект, который мог бы быть полезен и ему?
– Во-первых, если мы видим какой-то казус или какое-то затруднение на месте, любой эксперт, понимая и помня об этих практиках, предлагает их здесь и сейчас конкретному врачу, конкретному заведующему отделением, заместителю главного врача или главному врачу. Во-вторых, когда мы сформировали общую картинку системы здравоохранения субъекта, мы даём возможность ознакомиться с другими практиками, обращая к библиотеке лучших практик, собранную экспертами Центрального института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. Называется – «Полезный оргздрав». В формате видеоролика, удобного для просмотра в любое время, авторы практик – лидеры отечественного здравоохранения – доступно и понятно рассказывают о проблемах, с которыми столкнулись, и как нашли пути их решения.
– Какие планы на 2025 год?
– В 2024 году завершилась реализация национального проекта по развитию сети НМИЦ, но работа будет продолжена. Президент России поручил продолжить реализацию федеральных проектов, в числе которых будет и проект по развитию НМИЦ. В 2025 году мы планируем изменить подходы к организации комплексной оценки. Пересмотрим структуру итогового документа, и уже спланировали 12 регионов для выезда. Обязательно посетим новые регионы России, которым необходима помощь в перестройке системы здравоохранения, а также постараемся посетить регионы в каждом федеральном округе Российской Федерации.