• Главная
  • Разговор с экспертом: «Развитие экспорта медицинских услуг способствует повышению качества оказания медицинской помощи по всей стране»

Разговор с экспертом: «Развитие экспорта медицинских услуг способствует повышению качества оказания медицинской помощи по всей стране»

19 мая 2022 г.
Координирующий центр по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг»
Разговор с экспертом: «Развитие экспорта медицинских услуг способствует повышению качества оказания медицинской помощи по всей стране»

Сабина Игоревна Грин, руководитель Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», рассказала о том какая большая работа была проделана для развития экспорта медицинских услуг в России и почему это так важно для здравоохранения в целом.

 

— Сабина Игоревна, Вы руководитель Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». Расскажите, пожалуйста, о своем карьерном пути о том, как Вы начинали заниматься темой экспорта медицинских услуг?

— В 2012 году я окончила психологический факультет МГУ, по образованию я – психофизиолог. Позднее я поступила в РНИМУ им Н.И. Пирогова и окончила факультет клинической психологии. Весь мой карьерный путь был, в основном, связан с психологией. В 2014 году Игорь Львович Ланской, советник министра здравоохранения Российской Федерации, пригласил меня на работу с некоторыми проектами в области здравоохранения. Одним из которых и стало в дальнейшем направление медицинского туризма.

Совместная работа с Игорем Львовичем в 2016 году стала началом моего карьерного пути в части экспорта медицинских услуг. С тех пор данная тематика получила широкое развитие благодаря поддержке профессионального медицинского сообщества, отрасли, а также представителей органов государственной власти. Главным образам благодаря Указу Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г., при формировании состава национального проекта «Здравоохранение» появился сегодняшний федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг».

Были реализованы также проекты по вакцинопрофилактике, сердечно-сосудистым заболеваниям, но центральным, конечно, стал федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг».

 

— Какие актуальные задачи стоят перед вашим Координирующим центром?

— Естественно, главной целью работы Координирующего центра является исполнение Указа Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г., а именно достижение показателя: «Увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом».

Что касается задач, поставленных перед Координирующим центром, то они закреплены Приказом Минздрава России от 18 февраля 2019 г. № 64 «О Координирующем центре по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» и звучат так:

  1. Обеспечение методической поддержки реализации федерального проекта;
  2. Обеспечение координации реализации федерального проекта;
  3. Подготовка информационных материалов по анализу структуры международного экспорта медицинских услуг;
  4. Разработка комплекса мер по увеличению объемов экспорта медицинских услуг;
  5. Разработка и ведение коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации;

Наш Координирующий центр активно работает над развитием системных мер по поддержке экспорта медицинских услуг в России. Эти же меры могут воздействовать на развитие рынка, что рождает свободную и правильную конкуренцию, которая в свою очередь ведет к прогрессу и к повышению уровня оказания медицинской помощи в целом, как для граждан России, так и для иностранных граждан.

 

— Как развивается экспорт медицинских услуг сегодня в России? Можно ли разделить этот путь развития на приблизительные этапы?

— Если говорить о реализации федерального проекта, то необходимо отметить следующее ключевые этапы:

I. Еще в 2018 году межведомственной группой экспертов были определены ключевые преимущества и барьеры в развитии экспорта медицинских услуг в России и готовности к приему иностранных граждан. Исходя из проведенного нами анализа, мы сформировали следующий перечень преимуществ:

  • классическая школа отечественной медицины, широко признаваемая за рубежом;
  • высокий уровень оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • низкая стоимость медицинских услуг – отличное соотношение цена/качество;
  • широкая представленность различных медицинских услуг.

Выявлены также барьеры и риски в развитии экспорта медицинских услуг:

  • низкая информированность иностранных граждан о российской медицине;
  • отсутствие упрощенной процедуры получения виз с целью поездки на лечение;
  • коммуникационные барьеры между потенциальным клиентом и медицинской организацией;

II. Были определены участники проекта.

В 2021 году участниками федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» стали: 70 регионов России, 32 федеральных НМИЦ, более 25 ФГБУ, медицинские организации, ФМБА России, Минобрнауки России, МЧС России. С 18 частными медицинскими организациями подписаны безвозмездные соглашения о сотрудничестве.

III. Выработаны инструменты по сбору сведений

Когда в 2016 году мы начинали взаимодействовать с нашими медицинскими организациями в части того сколько иностранцев было ими принято, мы поняли, что у нас нет инструмента, который мог бы на государственном уровне считать всю эту информацию. Первым ручным инструментом стал портал АСММС ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, который позволял первое время вести аналитику.

Форма федерального стат. наблюдения – это и есть тот инструмент, который сегодня позволяет нам считать все показатели. В рамках данного нашего проекта весьма важен инструмент мониторинга.

Мы начали использовать формы ФФСН №62 и №30. Помимо этого, совместно с Банком России мы создали ФФСН №1-МЕД, которая была разработана специально в целях обеспечения показателей по экспорту медицинских услуг.

IV. Разработан и утвержден комплекс мер по увеличению объемов экспорта медицинских услуг.

V. Создан сайт www.russiamedtravel.ru. Этот сайт на сегодняшний день является единственным в Российской Федерации, который содержит в себе достоверную информацию о том, как можно приехать в Россию на лечение, особенно в условиях COVID-19. Помимо этого, это единственный сайт, где вы найдете витрину медицинских организаций, которые готовы принимать иностранных граждан. Там же разработан helpdesk для обратной связи.

VI. Разработана и утверждена Распоряжением от 14 августа 2019 года №1797-р Стратегия развития экспорта медицинских услуг, подготовленная Минэкономразвития России при межведомственном взаимодействии, которое также включает в себя раздел по экспорту медицинских услуг.

За 12 месяцев 2021 года 3,1 млн. иностранных граждан получили услуги в медицинских организациях Российской Федерации, 1,7 тыс. обращений от иностранных граждан обработал наш Координирующий центр через сайт www.russiamedtravel.ru.

 

— Среди граждан каких стран востребованы медицинские услуги в нашей стране? И какие профили наиболее популярны?

— Преобладающее количество иностранцев, обращающихся сегодня в Россию за лечением, приезжают из бывших Республик СССР. Это обусловлено несколькими причинами: отсутствие визового режима, понятный русский язык, осведомленность и понимание системы здравоохранения в России, а также отсутствие культурного барьера. С учетом экономической волатильности валюты этих стран в отношении рубля, для их граждан медицинские услуги в России довольно приемлемы.

 

 

 

 

— Какие существуют эффективные маркетинговые решения, способствующие развитию экспорта медицинских услуг?

— Главным инструментом Координирующего центра является сайт www.russiamedtravel.ru, а для профессионального сообщества мы ведем Телеграм-канал.

Наша команда ежегодно проводит коммуникационную кампанию по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории России, с использованием современных инструментов продвижения в Интернете.

Мы принимаем участие в выставках и деловых мероприятиях с международным участием, активно ведем работу по разработке партнерских программ. На сегодняшний день мы успешно реализовываем партнерские программы с такими компаниями, как АО «Российский экспортный центр», АО «Экспоцентр», «МКК Сколково», ПАО «Аэрофлот».

Отдельно хотела бы выразить благодарность за отклик и продуктивную совместную работу с представителями Студии Артемия Лебедева, ООО «Яндекс», ОАО «РЖД». Без их поддержки нам было бы намного сложней сформировать видение проекта, а также подход к его продвижению, с учетом самых последних тенденций рынка.

Данный проект не может быть полноценно реализован без соответствующей аналитики международного рынка медицинских услуг и трендов развития систем здравоохранения целевых стран – ключевых потребителей российского экспорта медицинских услуг.

В связи с этим Координирующий центр уделяет значительное внимание сбору и анализу информации о текущем состоянии систем здравоохранения и изменений с учетом текущего положения, связанного с пандемией Covid-19 в мире.

 

— Существует ли чек-лист для медицинских организаций, заинтересованных в привлечении иностранных пациентов?

— В 2020 году нами совместно с ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» было проведено социологическое исследование мнения иностранных граждан о медицине России методом фокус-группа. Помимо этого, в 2020 и в 2021 гг. проведены интернет-опросы мнения иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Российской Федерации. Исходя из результатов, наш Координирующий центр разработал чек-лист для медицинских организаций, которые заинтересованы в привлечении иностранных граждан на лечение:

  1. Перевод сайта медицинской организации на иностранные языки (английский язык);
  2. Вкладка «медицинский туризм» на сайте медицинской организации;
  3. Указатели маршрутизации на иностранных языках на территории МО;
  4. Врачи, владеющие иностранными языками;
  5. Средний медицинский персонал, владеющий иностранными языками;
  6. Отдел платных медицинских услуг, работающий с иностранными пациентами;
  7. Пакет документов для иностранного пациента: анкета миграционного учета, договор, информационное добровольное согласие;
  8. Экономический расчет свободных мощностей МО;
  9. Информационно-коммуникационная кампания;
  10. Бесплатное подключение к wi-fi для пациента;
  11. Банкомат на территории МО.

 

— Расскажите, пожалуйста, о глобальных трендах в медицинском туризме. Какие страны Вы могли бы выделить?

— Существуют страны, которые еще 10 лет назад начали развивать экспорт медицинских услуг, и мы в свою очередь можем многому у них поучиться и перенять их опыт. Здесь я могла бы выделить такие страны, как Южная Корея, Индия и Турция. Данные страны развиваются разными путями, но для нас это богатая практика и хорошая феноменология с точки зрения того почему и как они стали популярны. Так, например, Турция делает пакетные скидки на перелет, проживание и лечение. Они активно развивают свою линию продаж и ведут довольно агрессивный маркетинг. Южная Корея известна значительной государственной поддержкой, а также отличным сервисов и цифровизацией всех процессов. В Индии активно развивается оздоровительная медицина, функционирует безвизовый режим, а 70% индийских врачей владеют английским языком.

 

— Что бы вы посоветовали посмотреть или почитать по теме экспорта медицинских услуг?

— Все материалы, которые разрабатывает Координирующий центр и наши партнеры по проекту, находятся в открытом доступе на нашем сайте www.russiamedtravel.ru в разделе полезная информация, а также в нашем телеграм-канал @fpremu, это такие материалы, как:

  • маркетинговые исследования;
  • методические рекомендации;
  • инфографика со сравнением цен на популярные услуги.

Также в этом году Координирующий центр запустил образовательный курс по экспорту медицинских услуг, аккредитованный на портале НМФО Минздрава России edu.rosminzdrav.ru.

Другие новости в категории "Координирующий центр по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг»"

0,3198 s
29
cache