Вы успешно подписаны на новости ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.
Митрошин Павел Вячеславович, руководитель Управления по взаимодействию с регионами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России рассказал об активной деятельности его Управления, в рамках НМИЦ по организации здравоохранения.
— Павел Вячеславович, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, чем занимается Управление, которое вы возглавляете?
— Я пришел в ЦНИИОИЗ в апреле, поэтому в самом Управлении по взаимодействию с регионами работаю с самого начала. Наша основная задача – комплексная оценка организации оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. Безусловно помогает накопленный опыт заместителя министра здравоохранения региона, директора Территориального фонда ОМС и начальника Контрольно-ревизионного управления Федерального фонда ОМС. У нас сотрудники с самым богатым опытом и глубокими знаниями. В первых выездных мероприятиях участвовали также научные сотрудники Института – кандидаты и доктора медицинских наук.
— Расскажите, пожалуйста, про свой опыт работы в роли организатора здравоохранения.
— Несмотря на то, что я по образованию не врач, у меня получилось набрать неплохой опыт работы в организации здравоохранения. Всё началось с того, что в нулевых в регионе Удмуртской Республике я работал в Управлении закупок для всех отраслей. Я участвовал в закупках и конкурсах для Министерства здравоохранения и медицинских организаций, благодаря чему знакомился с людьми, процессами и проблемами.
Следующий шаг – заместитель главного врача крупной республиканской клиники и новая сфера – все организационные и финансовые инструменты управления медицинской организацией, её взаимодействие с другими больницами, поликлиниками. За время работы у нас сплотилась сильная команда, которой по решению Президента Удмуртии было поручено развивать здравоохранение региона. Наверное, это был самый сложный и в тоже время продуктивный опыт. Здесь было всё, что необходимо для профессионального и личностного роста: Программа модернизации здравоохранения республики, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, закладка новых механизмов оплаты труда, финансовый кризис, отразившийся на всех отраслях, в том числе на здравоохранении. Позже я работал в Контрольно-ревизионном управлении Федерального фонда ОМС, после - руководителем Территориального фонда ОМС, что позволило понять особенности финансирования большего количества направлений здравоохранения.
— В рамках НМИЦ по оргздраву, ваше Управление занимается аудитом систем здравоохранения регионов. Как проходит отбор регионов, в которые вы отправляетесь?
— Отбор регионов только будет производиться на следующий год. В первый же раз мы постарались выбрать самые разные регионы, как с сильной сложившейся системой оказания медицинской помощи, так и регионы, имеющие достаточное количество проблем в организации медицинской помощи населению.
На следующий год мы попробуем также запланировать оценку и методическую помощь регионам со сложной ситуацией в здравоохранении, но в то же время, постараемся не забыть и крепкие системные субъекты, чтобы увидеть новые хорошие практики, достойные того, чтобы их тиражировать по всей России.
— Какие конкретно задачи стоят перед сотрудниками вашего Управления?
— Главная задача – оценить систему оказания медицинской помощи в регионе, постараться новым «незамыленным» взглядом увидеть слабые места, зоны риска. Кроме этого, обязательно найти положительные моменты, которые есть в каждом регионе, в копилку лучших практик. Как итог работы – коллективное обсуждение, аналитический отчёт и рекомендации.
— Как сегодня обстоят дела в регионах с оказанием медицинской помощи и могли бы вы выделить какой-то из регионов, как положительный пример для других?
— Регионы в нашей стране очень и очень разнообразны. Из проведенной работы мы видим, насколько могут отличаться друг от друга подходы к организации здравоохранения. Регионам сейчас очень сложно работать на сохранение результатов и достижение поставленных целей из-за пандемии. Программа госгарантий, с учётом порядков и стандартов гарантирует одинаковый пакет услуг и их качества. Вместе с этим, каждый по-своему пытается найти точки роста.
Если нет кадров – перевести часть функционала на дистанционный формат, чтобы районным больницам помогли специалисты ведущих клиник области; если нет возможности развить сеть высокотехнологичных центров – решается вопрос по логистике. Очень много в наше время зависит от цифровой зрелости систем здравоохранения, и те регионы, которые успели перейти и обновить информационные системы до пандемии, безусловно получили определенную фору для дальнейшего развития. Другим же приходится долго и еще более трудно развивать цифровые инструменты.
— Какие перед руководством регионов стоят задачи в связи пандемией COVID-19?
— Самая главная задача – заботиться о пациентах. Если они заболели новой коронавирусной инфекцией, то лечить эту инфекцию. Волна спадает - срочно переводить в плановое русло. Вспоминать, что такое диспансеризация, диспансерное наблюдение и просто плановая медицинская помощь.
— Какие рекомендации вы бы дали для улучшения качества оказания медицинской помощи руководителям департаментов (министерств, комитетов) здравоохранения регионов?
— Самое главное пожелание, наверное, оказывать заботу и поддержку в отношении своих пациентов, и сотрудников, больше работать с обратной связью.
Кроме пациента, всегда надо помнить и о медицинских работниках. Врачи и медицинские сёстры принимают во время пандемии основной удар, им тоже надо давать возможность отдохнуть и не допустить профессионального выгорания. Это, кстати, относится и к руководителям медицинских организаций и министерств. Наши поездки часто показывают, насколько серьезно стоит кадровая проблема в звене руководителей. Мы уже видели регионы, где доля вакансий главных врачей превышает 10-15%, при этом если врачей-профессионалов мы готовим долго, то руководители медицинских организаций, можно сказать, готовятся еще дольше. Руководителям министерств или департаментов здравоохранения надо озадачиться подготовкой соответствующего кадрового резерва.
Выстраивая стратегии развития систем здравоохранения своих регионов, надо ставить большие и сложные цели, но при этом понимать, кем и как будет проводиться эта работа.
— Какие материалы (книги и литературу) Вы посоветовали бы для начинающих организаторов здравоохранения?
— Сейчас многие отмечают дефицит кадров среди врачей многих профилей, я же поддерживаю позицию тех, кто обеспокоен нарастающим дефицитом управленческих кадров в медицинских организациях и органах управления здравоохранением в регионах. Талантливые врачи, хорошие начмеды пытаются заменить руководителей, которые управляли медицинскими организациями десять и более лет. Естественно им не хватает разностороннего понимания управленческих функций. Это уже не только лечить пациентов или организовывать работу узкопрофильного отделения. Здесь важно знать основы управления большим коллективом, понимать какие кадровые, финансовые, организационные и даже политические нюансы влияют на построение эффективной медицинской организации. Поэтому, я бы посоветовал, прежде всего, очертить для себя этот круг новых компетенций, которые и нужно приобрести, а какие знания - обновить. Для этого с полным погружением стоит обучиться «Организации здравоохранения и общественного здоровья», выбрать подходящую сопутствующую литературу по менеджменту, правоведению, основам финансирования. Главному врачу важно быть хорошим руководителем и лидером, чтобы сформировать эффективную команду, в которой будут отличные врачи, финансисты, закупщики, юристы, бухгалтера и хозяйственники.