• Главная
  • Разговор с экспертом: «Бережливые технологии – один из инструментов повышения эффективности здравоохранения»

Разговор с экспертом: «Бережливые технологии – один из инструментов повышения эффективности здравоохранения»

01 февраля 2022 г.
Разговор с экспертом: «Бережливые технологии – один из инструментов повышения эффективности здравоохранения»

Владимир Сергеевич Выскочков, главный специалист отдела высшего и дополнительного образования ЦНИИОИЗ, выпускник программы Минздрава РФ и Государственной корпорации «Росатом» «Лидеры 1.0», сертифицированный специалист по «Бережливому производству» рассказал о внедрении бережливых технологий в сферу здравоохранения, о проекте «Бережливая поликлиника» и о том, почему так важно следовать основным принципам lean-технологий.

 

— Владимир Сергеевич, как Вы начинали свою карьеру в системе организации здравоохранения и почему решили углубленно изучать тему бережливых технологий?

— В 2014 году я окончил Сибирский государственный медицинский университет по специальности «Медицинская психология». Сразу после окончания я начал работать на кафедре клинической психологии, через полгода дополнительно устроился в больницу по специальности. Чуть позже мне предложили поучаствовать в проекте Бережливые технологии и уже через два дня уехать в Москву учиться. Работая в больнице, я понемногу предлагал важные на мой взгляд нововведения и некоторые из них даже реализовывались. Бережливые технологии позволяли поставить такие предложения на рельсы и оформить их в готовые проекты. Поэтому я принял предложение, и так началось мое изучение сферы бережливых технологий.

Обучение проводил Минздрав России совместно с гос. корпорацией Росатом. Это то самое обучение 1.0, но на тот момент оно называлось просто - Лидеры бережливости. Обучение длилось год, сразу после первого семинара нам дали проекты в пилотных поликлиниках пилотных регионов. После этого был образован центр бережливых технологий в здравоохранении, где мы занимались обучением медицинских работников бережливым технологиям и внедрением бережливого производства в медицинских организациях.

 

— В чем заключается основной принцип и задача внедрения бережливых технологий в сферу здравоохранения?

— Традиционно бережливые технологии рассматривались в отношении промышленных предприятий, таких, например, как производство машин. Однако сегодня уже не осталось никаких сомнений, что эти принципы и инструменты могут работать в здравоохранении не менее эффективно, чем в любой другой отрасли.

Особенностью бережливых технологий в медицине является соблюдение баланса между ожиданиями пациента и возможностями системы здравоохранения. Основная задача бережливых технологий в системе здравоохранения – это оптимизация процесса, уменьшение времени и затрат на эти процессы, а также повышение доступности и качества оказания медицинской помощи.

 

— Многими исследователями для оценки эффективности применения технологий БП (бережливого производства) используется уровень удовлетворенности пациентов качеством и доступностью медицинской помощи. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?

— Если мы говорим про такие процессы, затрагивающие пациентов, как например диспансеризация или собственно прием врача, то путем изучения мнений пациентов мы можем оценить эффективность через удовлетворённость. Данная оценка важна на ряду с такими параметрами, как время протекания процесса и затраты ресурсов на него. Важно не забыть об удовлетворенности персонала, что также является ключевым показателем, хоть и неофициальным. Бережливые технологии не должны внедряться принудительно или в обход персонала, важно понимать процессы и осознавать их необходимость.

 

— Какие бы Вы выделили ключевые параметры для анализа эффективности применения бережливых технологий в здравоохранении?

— В первую очередь это, конечно, время протекания процесса и удовлетворенность им со стороны пациента и врача. На ряду с ними это материальные ресурсы, которые потребляет процесс. Кроме этого, я бы отметил повышение производительности труда: увеличение количества пациентов, лабораторных и диагностических исследований, упрощение процесса выписки.

 

— С октября 2016 года в России реализуется проект «Бережливая поликлиника». С 2019 года проект по внедрению новой модели медицинской организации с переходом на «бережливые» технологии стал частью одного из восьми федеральных проектов - национального проекта «Здравоохранение». Расскажите, пожалуйста, про эти процессы и про то насколько успешно проходит внедрение данных проектов в стране.

— Для внедрения данного проекта были разработаны конкретные критерии оценки и методические рекомендации, учитывающие региональные особенности и специфику конкретных медицинских организаций.

Среди основных критериев: сокращение времени ожидания пациентом получения услуг, обеспечение комфортных условий пребывания в медицинском учреждении, равномерного сбалансированного распределения функциональных обязанностей между врачами и средним медперсоналом, оптимизация потоков, рациональная маршрутизация пациентов, устранение всех видов потерь в процессах.

Оптимизация процессов должна проходить комплексно и надо признать, каждая медицинская организация справляется с этим по-разному. Все зависит от обучения команды, а также от инициативности и заинтересованности руководителя, то есть главного врача медицинской организации.

 

— Сегодня активно распространяется термин «LEAN-медицина». В чем его основной смысл и как мы можем использовать этот инструмент на практике?

— Хочется отметить, что большей популярностью пользуется название проекта «Бережливая поликлиника». Lean как раз и переводится как «бережливая».  Что интересно, можно встретить такие японские слова, как «кайдзен», «пока-йока», «обея», которые обычно используют без перевода и означают стремление к сокращению издержек и постоянное совершенствование процесса работы стационара.

 

— В продолжении разговора о современных терминах, расскажите, пожалуйста, о реализации модели «шести сигм», в чем ее основные методики и инструменты?

— Точнее Лин шесть сигм – это метод управления процессами, сфокусированный на предельно быстрой оптимизации таких показателей, как удовлетворенность потребителя, в нашем случае пациента, затраты, качество и скорость процесса. Это синтез двух популярных направлений: японского «бережливого производства» и американского «шести сигм». Однако, стоит сказать, что данный метод субъективно сложнее, и в медицине он не получил такого распространения, как собственно бережливые технологии.

Большей популярностью в медицине пользуется метод 5С, который в современности можно встретить и без бережливых технологий. Система 5С – это метод организации рабочего пространства, целью которого является создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. Данный метод повышает культуру производства и управляемость рабочей зоны.

 

— Как бережливые технологии могут изменить оказания медицинской помощи в будущем?

— Внедрение бережливых технологий напрямую отразиться на качестве процессов и взаимодействии пациента с системой здравоохранения.  Внедряя бережливые технологии, мы получим реальные результаты:

  • сокращение времени ожидания пациентом получения услуг;
  • стандартизация лечебно-диагностических процессов на базе «лучших практик» и снижение их вариабельности;
  • устранение всех видов потерь в процессах (ожидание, лишние отчетные и учетные документы, лишние хождения, брак и т. д.;
  • формирование компетенций персонала МО по быстрому выявлению проблем и их устранению.

Все эти факторы помогут пациенту чувствовать себя комфортнее в медицинском учреждении. Хочется верить, что благодаря внедрению всех современных проектов и врачи будут работать без выгораний, рабочие процессы для них будут достойно и качественно организованы.

 

— Какие книги и статьи вы порекомендуете для более углубленного изучения темы бережливых технологий в здравоохранении?

— Я бы посоветовал прочитать две очень важные книги, в которых качественно собрана основная информация по теме бережливых технологий.

В первую очередь, это книга Тайити Оно «Производственная система Тойоты: уходя от массового производства». Тайити Оно создатель производственной системы компании Тойота, в которой описывается становление концепции бережливого производства.

Вторая книга – это «Бережливое производство в госсекторе. Как наладить процессы», под редакцией А.В. Ожаровского и К.А. Ткачевой. В ней хорошо описаны практически шаги по внедрению бережливого производства, а также результаты российской и мировой практики.

0,3899 s
20
cache