Вы успешно подписаны на новости ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.
Эксперт в операционном управлении Лилия Гавриленко подготовила курс для проекта «Кадровая платформа организаторов здравоохранения» и поделилась рекомендациями для молодых управленцев в интервью ЦНИИОИЗ.
Не так давно участники проекта «Кадровая платформа организаторов здравоохранения» получили возможность пройти новый мини-курс «Основы управления», рассчитанный для действующих и начинающих руководителей в медицинских организациях.
Курс рассказывал о роли, задачах руководителя и базовых управленческих функциях: планировании, принципах постановки задач и делегировании, мотивации сотрудников и контроле.
В роли автора курса выступила Лилия Гавриленко, эксперт в регулярном менеджменте и операционном управлении, топ-менеджер с двадцатилетним стажем и основатель онлайн-школы по управлению.
- Лилия, у вас богатый управленческий опыт. Вы занимали руководящие позиции в таких компаниях, как «Ростелеком», «Сбер» и «Билайн». При этом по образованию вы – программист.
- Да, у меня техническое высшее. Мне с детства были интересна физика. А еще я любила работу с приборами. Папа работал на радиозаводе, а подрабатывал ремонтом телевизоров. И он приносил телевизоры домой, и мне все это было безумно любопытно, я сидела рядом с ним, наблюдала, как он возится с огромными платами. А когда я училась в девятом классе, в нашей гимназии появился кружок программирования. Я сразу же туда пошла и была единственной девочкой. Нас учили писать программы. Так я узнала о профессии программиста и решила поступать в техникум. Но в Брянске, откуда я родом, на программистов в техникумах тогда еще не учили, а в Москве такое направление уже было.
Мне повезло, что у меня очень понимающая семья. Я сказала, что хочу поехать поступать в Москву, и мама, конечно же, волновалась, но, скрепя сердце, решила, что должна поддержать стремление своего ребенка. И сказала: «Конечно, попробуй. Вернуться всегда успеешь, дом всегда тебя ждет». Я поехала, выбрала техникум и поступила. Окончила его с красным дипломом, а затем продолжила учиться в МАИ. По базовому образованию я – инженер-программист. А дальше я уже стала развиваться как руководитель, окончила MBA по стратегическому менеджменту.
- Большую роль в вашей карьере сыграл «СБЕР», где вы не только работали, но и прошли повышение квалификации как руководитель цифровой трансформации.
- Да, «СБЕР» дал мне много опыта. Я работала руководителем центра заботы о клиентах. Когда меня приглашали на работу в банк, там искали специально людей не из банковской отрасли. Было важно развить клиентский сервис – банк тогда только перестраивался и менял подходы в общении с клиентами, чтобы обратная связь была более человеческой, доступной для понимания, то есть работала в таком виде, в каком мы знаем ее сейчас.
Всю мою карьеру я занимаюсь обучением людей. Мне нравится делиться знаниями, а особенно приятен был тот факт, что из моей команды выросло много профессиональных руководителей. Более того, в «СБЕРе» я лично вела тренинги и видела, что отклик на них есть. Поэтому, как только у меня появилась возможность, я открыла собственную онлайн-школу.
- Какой курс вы разработали для Кадровой платформы?
- Он короткий, но емкий: три лекции и домашние задания с моей личной проверкой. Эти занятия – самая основа управления, базовые управленческие навыки. Курс полезен и для начинающих руководителей, и для опытных. Начинающим руководителям важно понимать, что хороший эксперт и хороший руководитель – разные вещи. И как только мы становимся руководителями, нам нужно освоить новую профессию. Руководство – это набор знаний, навыков, методов, техник.
А опытным руководителям важно периодически возвращаться к истокам, освежать и структурировать свои знания.
Зачастую руководители вырастают из экспертов и специально не учатся управлению, а перенимают образ поведения и технику решения вопросов от своего руководителя и действуют по образцу, а это не самая успешная история.
- Что же нужно делать в первую очередь?
- Если коротко, то осознать, что ключевая задача руководителя – это принимать решения и организовать работу других людей. То есть не самому сделать, а сделать работу руками других людей. После осознания данного факта появляются уже конструктивные вопросы: как организовать работу, например, а не пространное «Что делать»?
- А как найти общий язык с новым коллективом?
- Существует техника инициации в новом коллективе. Это алгоритм, который нужно выполнить: чтобы вас правильно представили коллективу, смежным подразделениям и вы также прошли сами инициацию со своим руководителем.
- Насколько известно, курс для оргздрава вы разрабатывали впервые.
- Да, однако принципы управления везде одинаковые. Но что отличает управленцев-медиков – такие качества, как собранность, четкость в принятии решений и более высокое чувство ответственности. Конечно, они формируются в связи с тем, что медики привыкли напрямую взаимодействовать с людьми и нести ответственность за их состояние здоровья.
Активисты Кадровой платформы помогали адаптировать курс под здравоохранение.