• Главная
  • На базе ЦНИИОИЗ прошел круглый стол для организаторов здравоохранения государств-участников СНГ

На базе ЦНИИОИЗ прошел круглый стол для организаторов здравоохранения государств-участников СНГ

10 февраля 2023 г.
На базе ЦНИИОИЗ прошел круглый стол для организаторов здравоохранения государств-участников СНГ

9 февраля на базе ЦНИИОИЗ Минздрава России прошло совещание Сети институтов общественного здоровья и информации государств-участников СНГ, посвященное теме современных подходов к работе с удовлетворенностью пациентов медицинской помощью. В рамках мероприятия эксперты отрасли здравоохранения стран СНГ представили свои лучшие практики, а также исследования и опросы по определению удовлетворенности пациентов, обсудили вопросы пациент-ориентированности, оказание медицинской помощи с учетом ожиданий граждан, обеспечение индивидуального подхода при решении проблем пациентов.

Совещание открыл Касымбеков Жартынбек Орозбекович, председатель Сети институтов стран СНГ, руководитель Национального института общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики. Заседание прошло при модерации Мусиной Нурии Загитовны, руководителя Секретариата Сети, начальника Управления международной деятельности ЦНИИОИЗ.

С приветственным словом к участникам обратилась директор ЦНИИОИЗ Ольга Сергеевна Кобякова: «Сегодня о пациент-ориентированности говорят и обращают внимание все больше и в частности, в Российской Федерации — это то, о чем нам постоянно говорит Президент и отмечает, что работу системы здравоохранения будут оценивать прежде всего по уровню удовлетворенности медицинской помощью пациентами. В прошлом году был издан Приказ Минздрава, утверждающий методику оценки удовлетворённости населения качеством и доступностью медицинской помощи. Это методика едина на всей территории нашей страны, она прописана и открыта, наш институт в настоящее время осуществляет сбор аналитики по данной методике со всей территории страны. Показатель удовлетворенности сейчас включен в показатель эффективности Федерального проекта модернизации первичного звена. Поэтому все, что касается удовлетворённости населения медицинской помощью и пациент-ориентированности находится в фокусе нашего внимания, мы с радостью послушаем, изучим и будем тиражировать у себя опыт других стран.»

Первой из докладчиков была Жипара Азизбековна Азизбекова, к. м. н., начальник управления реализации программ медицинского страхования Фонда обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской республики.

Жипара Азизбековна представила доклад «Оценка качества услуг — удовлетворенность пациента», в котором поделилась историческим опытом оценки удовлетворенности пациентов в Кыргызстане, от бумажных анкет и опросов по телефону до внедрения цифровых средств сбора данных и новейших практик, применяемых сегодня.

Затем выступил Набиль Сейидов, заведующий отделом Центра Общественного Здравоохранения и Реформ Министерства здравоохранения, Азербайджанская Республика. В своем выступлении «Безопасность пациентов, удовлетворенность услугами и качество медицинских услуг» Набиль рассказал о важности удовлетворенности пациентов не только как показателя коммерческой успешности организации, но и как индикатора эффективности системы здравоохранения всей страны. Также он упомянул о необходимости создания культуры безопасности, искоренения ошибок и небрежности врачей и персонала с этой целью, и глубокой интеграции первичного и госпитального секторов системы здравоохранения. «Оценка культуры безопасности — первый шаг в развитии безопасности» — подчеркнул Набиль Сейидов.

С докладом «Удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи: опыт Республики Беларусь» выступил Дмитрий Юрьевич Рузанов, к.м.н, доцент, Директор Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Дмитрий Юрьевич представил базовые факторы, влияющие на удовлетворенность медицинской помощью:

  • тщательность медицинского осмотра
  • длительность проведенного времени с пациентом
  • внимательное выслушивание беспокойств пациентов
  • использование понятных слов и терминов
  • объяснение состояния здоровья пациента
  • вовлеченность пациента в принятие решений по диагностике и лечению
  • проявление вежливости и заботы со стороны персонала
  • восприятие организации медицинской помощи (организация очереди, удобство ожидания)

«Если мы хотим влиять на удовлетворенность пациентов медицинской помощью, то в первую очередь должны влиять на уровень и профессионализм коммуникации. Если мы не научим доктора правильной коммуникации с пациентом, то и на удовлетворенность нам влиять будет сложно», — отметил Дмитрий Юрьевич.

Костюк Александр Владимирович к.м.н., Председатель Правления РГП на ПХВ «Национальный научный центр развития здравоохранения им. Салидат Каирбековой» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, представил доклад «Ключевые аспекты пациент-ориентированной модели здравоохранения в Республике Казахстан».

Александр Владимирович рассказал о современных тенденциях здравоохранения Казахстана. Среди них он выделил повышение спроса населения на медицинские услуги, внедрение современных технологий и применение инструментов ведения медицинских услуг (клинические протоколы, алгоритмы, принципы, основанные на доказательной медицине), цифровую трансформацию отрасли, развитие инновационных технологий в профилактике, лечении и реабилитации. Также он сообщил о том, что в Казахстане осуществляется постепенный переход к общей врачебной практике (т.н. семейное медицине). Этот подход повышает кредит доверия у пациента и родственников по отношению к лечащему врачу.

Затем последовало выступление Муродали Мехмондостовича Рузиева, д.м.н., директор ГУ «Таджикский научно-исследовательский институт профилактической медицины» Министерства здравоохранения и социальной защиты населения, Республика Таджикистан. В нем он представил исследование об успешном восприятии населением вакцинации от COVID-19 и гриппа. В своем выступлении Муродали Мехмондостович рассказал о барьерах, возникших при проведении кампании по вакцинации: недостаточная медицинская грамотность среди врачей и медицинского персонала, недостаточное понимание различий между разновидностями вакцин и ожидаемого эффекта от их использования, недостаточное информирование работников сферы здравоохранения, и, как следствие — неспособность ими вести адекватную разъяснительную работу с населением.

Иван Анатольевич Деев, заместитель директора ЦНИИИОИЗ по организации здравоохранения, представил опыт Российской Федерации и выступил с докладом «Удовлетворенность медицинской помощью: методика оценки, факторы влияния, подходы к изменению уровня.». Он отметил необходимость определения показателя удовлетворенности пациентов медицинской помощью, так как оценка удовлетворённости включает «внутренние» аспекты, которые часто остаются без внимания руководства или врачей.

Существует несколько доменов удовлетворённости: доступность записи, ожидание, комфорт, отношение персонала, объяснение лечения. «Если мы хотим менять ситуацию, то разработка мероприятий по нивелированию негативна должна идти в зависимости от того какой сегмент мы сейчас анализируем или какой домен этой сущности мы рассматриваем», — отметил Иван Анатольевич. Также в ходе своего выступления он предложил разработать единую образовательную программу в рамках работы Сети институтов, объединив подходы, методики, и лучшие практики государств-участников.

1,6479 s
261
database