Истории из медицинской практики. Помочь нельзя пройти мимо

23 июля 2024 г.
Истории из медицинской практики. Помочь нельзя пройти мимо

«Помочь нельзя пройти мимо. История одной немедицинской запятой»

Рассказ начальника отдела компьютерного обеспечения Городской клинической больницы им. Архиепископа Луки (г. Тамбов) Сергея Леонова

Есть в системе здравоохранении особая категория – немедицинские работники. Эти люди, которые хоть и не имеют медицинского образования, но всегда идут бок о бок с медиками, помогая им создавать условия для того, чтобы в любых рабочих моментах жизни всех пациентов были сохранены, здоровье укреплено, профилактическая работа на будущее проведена, а белый халат не был запятнан непрофильными проблемами.

Я один из этих людей. ИТ-специалист, начальник отдела компьютерного обеспечения крупной многопрофильной больницы. За плечами – 13 лет работы и масса успешно решённых интересных и небанальных задач (а информатизация и цифровизация здравоохранения – это в принципе та сфера, где других задач и не бывает). Однако среди множества больших и малых дел, которые ежедневно решает ИТ-служба, есть одно направление, которое лично для меня наполнено особым смыслом и ценностью – телемедицина. То, что в начале моей работы ещё казалось недоступной роскошью, буквально 5 лет назад настолько прочно вошло в повседневную практику работы, что стало новой нормой жизни.

Телемедицина даёт возможность техническим специалистам прикоснуться к Её Величеству Медицине, стать полноправной частью лечебного процесса и своими руками приносить пользу конкретным людям. Это то самое чувство, ради которого многие врачи и медицинские сёстры приходят в профессию. Сейчас же развитие современных технологий сумело приоткрыть эту дверь и для немедиков. Казалось бы, для ИТ-специалиста это во многом чисто механическая работа и в ней нет ничего особенного, но когда понимаешь, что за каждым комплектом документов и запросом на консультацию стоит конкретный человек со своей жизнью, своей историей и судьбой, то всё это начинает восприниматься совершенно иначе.

С первого дня внедрения сервиса телемедицины я координирую работу телемедицинского консультативного пункта учреждения, где на данный момент проведено уже более 2000 консультаций со специалистами ведущих федеральных клиник – и с ростом числа отправляемых запросов увеличивается и число историй, навсегда оставляющих след в душе. Все они разные, но каждая окрашена чувством сопричастности и ощущением, что я не зря работаю в здравоохранении.

Помнится самый первый пациент – молодой парень с ожогом III степени 90% поверхности тела. По всем канонам – «не жилец», однако у судьбы на него были определенны другие планы: за 2 года до официального внедрения телемедицины нам удалось собрать немыслимую с технической точки зрения конструкцию и в режиме онлайн проконсультировать его со специалистами ожогового центра института хирургии Вишневского, которые впоследствии, переведя его к себе, совершили самое настоящее чудо – с помощью искусственной кожи закрыли все ожоговые дефекты и довели до выздоровления.

Помнится первое массовое ДТП, где в выходной был доступен только главный анестезиолог-реаниматолог России, с которым мы и вышли на связь – и во многом благодаря его консультации была спасена жизнь самой тяжелой пострадавшей. Он нам потом еще не раз приходил на помощь и очень многому научил и наших врачей, и даже меня.

Помнится пациент со сложным несросшимся и нагноившимся переломом лодыжки, от которого отказались все клиники, а травматологи центра Илизарова взяли его на лечение и в итоге спасли ногу.

Помнится период пандемии, когда врачи развернутого у нас ковидного отделения вместе с консультантами из института фтизиопульмонологии и других клиник разрешали самые сложные лечебно-диагностические загадки – чего стоила одна женщина с прогрессирующим аутоиммунным неврологическим заболеванием, при котором было противопоказано почти всё стандартное лечение коронавируса.

Помнятся и онкологические пациенты, которым телемедицина помогла найти ключ к лечению их опухолей, сэкономив массу столь дефицитных в их ситуации времени и сил. Женщина, у которой контрольные КТ, МРТ и ПЭТ-КТ давали три принципиально разных картины, которые удалось привести к общему знаменателю только с помощью федеральных онкологов. Мама коллеги, которой онкологи нескольких центров подтвердили доброкачественный характер её образования лёгких. Моя мама, которой врачи обнинского онкоцентра подобрали таргетную терапию, тем самым подарив ей два дополнительных года качественной жизни.

Помнится молодая девушка, у которой при первой желанной беременности двойней на ранних сроках погиб один плод, а второй продолжил развиваться – и благодаря специалистам центра Кулакова удалось сохранить беременность. Помнится и каждая история, скрывающаяся за термином «критическое акушерское состояние». Их, к счастью, было немного, но, кажется, каждую из них до сих пор смогу до мелочей воспроизвести на память.

Всё это, конечно, лишь маленькие штрихи в картине большой повседневной работы крупной многопрофильной больницы. Однако это ничуть не снижает их важности и ценности. И от осознания, что в каждой этой истории где-то есть и моя фамилия, становится теплее на душе и приятнее на сердце. Один из основных принципов моей жизни – «Главное, чтобы всё было не зря», и именно телемедицина даёт мне это ощущение.

Говорят, что медицина – не профессия в классическом смысле этого слова, а всё-таки больше служение людям и миру. Считаю, что эту мысль можно смело распространить вообще на всех, кто сегодня работает в медицинских организациях. В наши дни отсутствие медицинского образования уже не является препятствием для полноправного участия в процессе спасения жизни и сохранения здоровья и конкретных людей, и общества в целом – было бы желание, а возможности для этого уже имеются. 

 

2,3580 s
261
database