• Главная
  • Дмитрий Рузанов: коммуникация врач-пациент во время телемедицинской консультации может и должна быть эффективной!

Дмитрий Рузанов: коммуникация врач-пациент во время телемедицинской консультации может и должна быть эффективной!

07 июля 2023 г.
Дмитрий Рузанов: коммуникация врач-пациент во время телемедицинской консультации может и должна быть эффективной!

Интервью с руководителем Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Беларуси.

В мае этого года Центральный институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ стал одним из организаторов первого бесплатного образовательного курса на тему цифровизации в здравоохранении в масштабах СНГ.

Курс назывался «Цифровое здравоохранение» и рассказывал о самых современных технологиях цифрового здравоохранения: нюансах организации электронного документооборота, защите данных о пациенте, новейших цифровых сервисах и услугах, а также внедрении телемедицинских консультаций. Спикерами курса стали эксперты в сфере цифрового здравоохранения из стран Содружества.

О телемедицине, и особенностях профессиональной коммуникации в процессе дистанционного консультирования, в частности, рассказывал Дмитрий Рузанов, кандидат медицинских наук, доцент, глава белорусского Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения. 

- Дмитрий Юрьевич, судя по давности Ваших публикаций, Вы первопроходец телемедицины. Расскажите о своем опыте организации телемедицинских консультаций, пожалуйста.

- Да, действительно, первая телемедицинская консультация состоялась более двух десятков лет назад, когда в 2002 году гомельскому медицинскому институту было передано современное инновационное на тот момент компьютерное и сетевое  оборудование в рамках международного проекта ВОЗ “Медицинская помощь детям, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем развития и внедрения телемедицины” при поддержке Мемориального медицинского  фонда Сасакава (Нагасаки, Япония). В первую очередь, наиболее востребованы были консультации в отдаленных районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС и испытывающих тогда кадровый дефицит.

- Как появилась идея создания курса «Цифровое здравоохранение»?

- Речь о разработке курса шла еще в 2022 году – мы договорились, что было бы неплохо реализовать совместные образовательные программы в рамках СНГ, где представители стран Содружества делились бы своим опытом. Обсуждая свои наработки, мы можем понять, какие практики действительно хороши, а какие не столь эффективны и негативный опыт может уберечь другие страны от ошибок.

Думая о таком курсе, мы понимали, что нужно поднимать наиболее актуальные вопросы – например, информатизацию, в которую вовлечены все страны СНГ. Однако в странах различаются нормативные аспекты, подходы к информатизации, степень оснащенности. Телемедицина, пожалуй, является наиболее востребованной темой в цифровизации.

- Вначале к телемедицине относились скептически.

- Да, считалось, что телемедицинская консультация – это дело малоэффективное и никогда не заменит живого общения. Поэтому важно знать нюансы, которые позволяют компенсировать отсутствие живого общения. Во время курса я рассказывал, как нужно настраивать экран, какие речевые обороты делают коммуникацию более живой, каковы возможности невербального взаимодействия, демонстрации наглядных иллюстраций и видео.

- Какие вербальные техники стоит использовать во время телемедицинской консультации?

- «Выпрямительный рефлекс» доктора плохо работает во время «живой» консультации, а в телемедицинской и вовсе бесполезен. Прежде всего, стоит избегать менторства в общении с пациентом: мол, «вы должны». Это порождает внутреннее подсознательное сопротивление - «никому и ничего я не должен». Не нужно быть директивным, нельзя пугать последствиями, используя такие альтернативные формулировки, как: «Не будете принимать – тогда у вас будет инсульт». Пациент, обращаясь к врачу, и так бывает встревожен, а такие слова от медицинского работника могут привести к еще большей тревожности, сопротивлению, дополнительной психосоматике. Конечно, удовлетворенность пациента такой консультацией будет низкой.

Лучше давать право выбора, поскольку никто не любит, когда его заставляют. Дуализм пациента в принятии рещения заставляет их приходить к ложному выводу: не буду покупать и принимать лекарства, если меня «заставляют», да и побочных эффектов не будет, чего деньги зря тратить. Лучше показать плюсы следования рекомендациям: «Если будете принимать эти лекарства, проживете долгую счастливую жизнь без осложнений». Смысл тот же, вы убеждаете пациента придерживаться курса лечения, но менторского тона нет, и ответственность с пациентом разделили, а не только на себя взвалили.

- А есть ли какие-то невербальные техники, важные в телемедицине?

- Обязательно можно и нужно использовать жестикуляцию, поэтому в кадре должны быть видны руки. Принципиально важно улыбаться. Прикосновение можно имитировать, попросив пациента самого посчитать пульс или измерить давление, можно отметить ошибки в использовании тонометра, их допускает большая половина пациента. Важно смотреть в камеру а не экран. Если вы смотрите в экран, пациенту будет казаться, что вы опускаете взгляд.

- По вашему мнению, нужно ли проводить больше таких мероприятий, как курс «Цифровое здравоохранение»?

- Да, поскольку это отличная возможность друг у друга поучиться, и мы видим, что слушателям формат был интересен. Необходимо только подбирать темы, актуальные для всех, и, если мы говорим о примере какой-то страны и упоминаем законодательство, использовать ссылки на нормативные документы, чтобы слушатели могли ознакомиться с ними и глубже вникнуть в тему.

Напомним: курс «Цифровое здравоохранение» проходил с 15 по 19 мая этого года, а 23 мая состоялся круглый стол с участием слушателей программы. В качестве организаторов курса выступили Центральный институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ, Республиканский научно-практический центр медицинских технологий Минздрава Беларуси и Национальный научный центр развития здравоохранения имени С. Каирбековой Минздрава Казахстана.

На курс зарегистрировалось 1 317 человек из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.

0,3263 s
20
cache